Рифовка грота. Методы рифования грота.

Тип статьи:
Авторская
Возможность легко и быстро уменьшить парусность очень важна для круизных яхт.

Рифление грота может быть утомительной и даже рискованной работой для малочисленного или неопытного экипажа. Неожиданный шквал среди ночи никогда не приносит радости, но если ваша система рифления несовершенна, то неприятность может быстро перерасти в драму.

Это стоит того, чтобы уделить много внимания системе взятия рифов на вашей яхте. Вы должны быть уверены, что она легка в использовании и обеспечивает надлежащую форму паруса.
Существует четыре основных схемы рифления грота: рифовка слаблинем, традиционное рифление наматыванием грота на гик, современное рифление закруткой в гик и рифление грота закруткой в мачту.
Внутри каждой из этих базовых схем существует много вариаций. Некоторые лодки выпускаются с хорошо продуманной системой рифления грота, но многие другие могут быть улучшены. Слаблинь рифовка особенно легко и сравнительно недорого поддается апгрейду.

Рифовка слаб-линем (риф-шкентелем)
В своей основе рифление грота с помощью слаб-линей является простой и надежной системой с несколькими движущимися частями и, следовательно, редко приводит к проблемам. Поскольку она остается наиболее часто применяемой на яхтах, то возникает только один вопрос – какой ее тип применить. Имеется три способа рифовки слаб-линями.
- риф-шкентель задней шкаторины выбирается (может быть проведен через гик на лебедку), а риф-кренгельс (люверс) передней шкаторины вручную надевается на крюк шарнира гика (гусенька)
- через кренгельсы передней и задней шкаторин проходит один линь, который проводится в кокпит
- отдельные лини для передней и задней шкаторины, также проведенные в кокпит
Две последние из этих систем удобны и легки в использовании. Исключением является первая из перечисленных, к сожалению, наиболее часто используемая нами.

Два риф-шкентеля 
Существует несколько методов устройства рифления двумя риф-шкентелями. Простейший – это првовести конец через риф-кренгельс передней шкаторины и завязать контрольный узел на его конце, чтобы он не выскальзывал из люверса, а ходовой конец пустить вниз, через блок к кокпиту и на лебедку и стопор. Недостаток такой схемы в том, что требуется установить дополнительный стопор.

Другой путь предполагает закрепить коренной конец риф-шкентеля на гике у шарнира, провести его через риф-кренгельс (люверс) и пустить вниз через направляющее кольцо (padeye), закрепленное на мачте чуть ниже гусенька, и дальше через блок в кокпит. В таком варианте галсовый угол зарифленного грота хорошо фиксируется у гусенька, когда вы выберете риф шкентель и доберете фал. Для второго рифа установите второе направляющее кольцо с другой стороны мачты.

Если вы не хотите тратиться и устанавливать дополнительные блоки у мачты для проводки концов в кокпит, то можете установить недорогой щелевой стопор шкентеля прямо на мачте, но в таком случае кто-то все же должен идти к ней, чтобы закрепить конец в 
стопоре.

Рифовка одним концом
Эта прогрессивная схема рифит ваш грот путем выбирания лебедкой лишь одного риф-шкентеля. Она весьма привлекательна и стала популярной в последнее десятилетие у круизеров. Один человек легко может зарифить грот, не покидая кокпита. Простейший путь к устройству такой системы лежит через покупку нового гика, укомплектованного внутренними блоками и талями, правда такой простой путь не означает, что это стоит дешево. Для более старых лодок можно применить менее дорогую схему апгрейда имеющегося гика, добавив на него несколько необходимых блоков-накладок.

Имеются несколько путей проводки риф шкентеля в зависимости от дизайна гика, но вы должны убедиться, что передняя шкаторина опускается вниз первой.

У этой схемы, однако, есть свои недостатки. Наиболее очевидным есть тот, что форма паруса не поддается такому контролю, как при рифовке двумя отдельными шкентелями. Вы не можете индивидуально настроить натяжение передней и задней шкаторин. Второй недостаток – огромное количество концов, которые необходимо выбирать – до четырех для самого верхнего рифа. И все эти концы захламляют кокпит. Такая схема не работает быстрее, чем хорошо организованная с двумя шкентелями, поскольку: а) приходиться выбирать много конца, и когда он проходит все изгибы и повороты, создается значительное сопротивление из-за трения. 

Рифовка грота

Возможность легко и быстро уменьшить парусность очень важна для круизных яхт, рассказывает Peter Nielsen

Рифление грота может быть утомительной и даже рискованной работой для малочисленного или неопытного экипажа. Неожиданный шквал среди ночи никогда не приносит радости, но если ваша система рифления несовершенна, то неприятность может быстро перерасти в драму.

Это стоит того, чтобы уделить много внимания системе взятия рифов на вашей яхте. Вы должны быть уверены, что она легка в использовании и обеспечивает надлежащую форму паруса.
Существует четыре основных схемы рифления грота: рифовка слаблинем, традиционное рифление наматыванием грота на гик, современное рифление закруткой в гик и рифление грота закруткой в мачту.
Внутри каждой из этих базовых схем существует много вариаций. Некоторые лодки выпускаются с хорошо продуманной системой рифления грота, но многие другие могут быть улучшены. Слаблинь рифовка особенно легко и сравнительно недорого поддается апгрейду.


Рифовка слаб-линем (риф-шкентелем)
В своей основе рифление грота с помощью слаб-линей является простой и надежной системой с несколькими движущимися частями и, следовательно, редко приводит к проблемам. Поскольку она остается наиболее часто применяемой на яхтах, то возникает только один вопрос – какой ее тип применить. Имеется три способа рифовки слаб-линями.
- риф-шкентель задней шкаторины выбирается (может быть проведен через гик на лебедку), а риф-кренгельс (люверс) передней шкаторины вручную надевается на крюк шарнира гика (гусенька)
- через кренгельсы передней и задней шкаторин проходит один линь, который проводится в кокпит
- отдельные лини для передней и задней шкаторины, также проведенные в кокпит
Две последние из этих систем удобны и легки в использовании. Исключением является первая из перечисленных, к сожалению, наиболее часто используемая нами.

(от Перев. Вспомним, как это делается. На курсе бейдевинд (что наиболее удобно) берем гик на топенант. Травим грота-фал до тех пор, пока риф-кренгельс передней шкаторины не опустится до крюка на шарнире гика. (Желательно иметь метку на фале, чтобы не выдывать лишнего). Человек у мачты надевает кренгельс на крюк, и мы немедленно подбираем грота фал. Сразу же выбираем риф-шкентель задней шкаторины, приводя риф- кренгельс задней шкаторины к гику и крепим его. Готово. Парус зарифлен. Послабляем топенант гика, выбираем гика- шкот и ложимся на курс. Теперь можно (и нужно) присезневать зарифленную часть паруса к гику риф-сезнями. Парус стоит и работает исключительно хорошо).

Однако, эта схема требует чтобы кто-то с риском шел на рубку к мачте с задачей надеть риф-кренгельс на крюк, и если работа не делается синхронно, т.е. фал не выбран сразу же, то часто он спадает с крюка. И, безусловно, это операция для двоих как минимум. Несмотря на эти недостатки, производители продолжают оснащать яхты такой схемой рифовки. Почему? Ответ прост: потому, что это дешево. Много владельцев, разочарованных таким положением вещей, вырабатывают собственную технику взятия рифов, и улучшают схему сравнительно недорогим путем. Они сами добавляют второй риф-шкентель для передней шкаторины.

Два риф-шкентеля 

Существует несколько методов устройства рифления двумя риф-шкентелями. Простейший – это првовести конец через риф-кренгельс передней шкаторины и завязать контрольный узел на его конце, чтобы он не выскальзывал из люверса, а ходовой конец пустить вниз, через блок к кокпиту и на лебедку и стопор. Недостаток такой схемы в том, что требуется установить дополнительный стопор.
Другой путь предполагает закрепить коренной конец риф-шкентеля на гике у шарнира, провести его через риф-кренгельс (люверс) и пустить вниз через направляющее кольцо (padeye), закрепленное на мачте чуть ниже гусенька, и дальше через блок в кокпит. В таком варианте галсовый угол зарифленного грота хорошо фиксируется у гусенька, когда вы выберете риф шкентель и доберете фал. Для второго рифа установите второе направляющее кольцо с другой стороны мачты.
Если вы не хотите тратиться и устанавливать дополнительные блоки у мачты для проводки концов в кокпит, то можете установить недорогой щелевой стопор шкентеля прямо на мачте, но в таком случае кто-то все же должен идти к ней, чтобы закрепить конец в стопоре.

Схема рифовки двумя концами

Рифовка одним концом
Эта прогрессивная схема рифит ваш грот путем выбирания лебедкой лишь одного риф-шкентеля. Она весьма привлекательна и стала популярной в последнее десятилетие у круизеров. Один человек легко может зарифить грот, не покидая кокпита. Простейший путь к устройству такой системы лежит через покупку нового гика, укомплектованного внутренними блоками и талями, правда такой простой путь не означает, что это стоит дешево. Для более старых лодок можно применить менее дорогую схему апгрейда имеющегося гика, добавив на него несколько необходимых блоков-накладок.
(от Перев. Мы переоснастили наш гик под рифовку одним концом с наружной проводкой концов. Схема работает неплохо, особенно если использовать ее в дальних переходах. Однако, для катаний по месту, особенно если приходится многократно поднимать грот в течение дня, то свисающие при уборке паруса риф-шкентеля создают неудобства, и при подъеме грота их также приходится поправлять и высучивать. При обустройстве такой системы для второго рифа, число концов удваивается.)

Схема рифовки одним концом

Имеются несколько путей проводки риф шкентеля в зависимости от дизайна гика, но вы должны убедиться, что передняя шкаторина опускается вниз первой.
У этой схемы, однако, есть свои недостатки. Наиболее очевидным есть тот, что форма паруса не поддается такому контролю, как при рифовке двумя отдельными шкентелями. Вы не можете индивидуально настроить натяжение передней и задней шкаторин. Второй недостаток – огромное количество концов, которые необходимо выбирать – до четырех для самого верхнего рифа. И все эти концы захламляют кокпит. Такая схема не работает быстрее, чем хорошо организованная с двумя шкентелями, поскольку: а) приходиться выбирать много конца, и когда он проходит все изгибы и повороты, создается значительное сопротивление из-за трения.

Установка блоков с шариковыми подшипниками внутри гика частично решет проблему трения, но это недешево.

Устройство блоков на риф-кренгельсах передней и задней шкаторин также полезно в смысле уменьшения трения, особенно для больших лодок.

Рифовка в мачту
Рифовка в мачту стала настолько популярной в последние годы, что производители лодок оснащают их этим устройством как стандарт.

Но имеются некоторые сомнения, что эта система так уж удобна и легка в применении: она все же требует нескольких минут работы для одного человека в кокпите, что бы уменьшить парусность. Это вряд ли меньше, чем при хорошо отработанной схеме рифовки слаб-линями. Кроме того, имеется ряд других недостатков таких, как плохой контроль за формой паруса, проблемы с укладкой паруса в мачте и т.д. (Подробнее в статье «Грот на закрутке»).
Переоснащение традиционных мачт дополнительным устройством закрутки позади также не лишена недостатков. Добавление около 30% веса и увеличение ветрового сопротивления, когда «колбаса» зарифленного грота провисает под ветер от мачты и добавляет веса наверху, чего мы желаем наименее. Естественно, это ухудшает остойчивость лодки.
Рифовка в мачту не требует больших физических усилий, поэтому многие яхтсмены в возрасте и инвалиды с благодарностью восприняли эту систему, которая помогла им остаться в яхтинге. Для прибрежного круизинга это идеальный выбор для многих людей.

Рифление грота в гик

Рифление грота в гик есть ничего больше, чем усовершенствование доброго старого метода наматывания грота на гик, что было популярным до относительно недавнего времени.

В большинстве этих старых систем вращение (обычно ручкой) передавалось через мачту на гусенек с карданом, который и вращал гик. При наворачивании паруса на гик кто-то в кокпите должен был оттягивать заднюю шкаторину в корму, чтобы передняя шкаторина ложилась правильно. К недостаткам системы можно отнести также трудность с обустройством оттяжки гика и то, что блоки для проводки гика-шкота должны находиться только на ноке гика
Современные схемы предусматривают вращающийся внутри гика стержень, на который наворачивается парус. Проблемами этой схемы является необходимость держать гик под постоянным углом во время рифления в бурном море и неправильная намотка и заклинивание паруса в гике. Повышенный износ шкаторин также не может радовать пользователя. Частично эти проблемы решаются применением сквозных горизонтальных лат. В общем, эта схема не так популярна, как другие.

Способы упрощения рифовки слаб-линем.
Грот, зарифленный слаб-линями, имеет идеальную форму, но сама схема не лишена недостатков. В частности, она требует множества концов и необходимости приведения в порядок (свернуть и принайтовить к гику) лишней парусины.

Вот несколько советов сделать жизнь легче:

Лейзи-джэк (lazyjack): до последнего времени его применение было прерогативой гафельного вооружения. Нынче это становится обычным явлением на яхтах с бермудскими парусами. 

В контексте рифления грота, лейзи-джэк хорош для удержания паруса под контролем, но риф-бант все должен быть завязан для предотвращения хлопания лишней парусины на ветру и улучшения вашего поля зрения, а также досады от неаккуратного вида паруса.
Хорошо организованный лейзи-джэк должен иметь как минимум две «ноги» на сторону, иначе парус не будет держаться в нем пормально. Они могут причинять износ паруса. Поэтому будет полезным организовать их так, чтобы можно было прихватить к мачте, когда парус поднят.

Голландская система (Dutchman system): очень популярна в США. Она предполагает устройство второго топенанта, и тонких линей от него до гика, проходящих сквозь парус через ряд люверсов, однако критики системы указывают на фактор износа.

Интегрированный чехол грота: это приспособление из защитной ткани для хранения грота на гике и постоянно прикреплено к нему. Является усовершенствованием системы лейзи-джэка.

Парус падает в чехол и он закрывается на «молнию». Проблемы? Трудно обеспечить работу зиппера, когда он покрывается солью в море; и вторая – повышенное ветровое сопротивление. Иногда он вызывает раздражение и нелюбим парусными мастерами: «Вы действительно хотите эту сумку, постоянно хлопающую по вашему парусу?» Тем не менее, они действительно удобны и популярны в последнее время. Такое приспособление не подходит для лодок более 40 футов, где гик достаточно высоко и к нему трудно добраться, чтобы застегнуть зиппер. 


Схема рифовки двумя концами
Схема рифовки одним концом
Грот, зарифленный слаб-линями, имеет идеальную форму
Схема лейзи-джэка
Датчмэн систем
2500
Нет комментариев. Ваш будет первым!