Как и что надо делать при швартовки яхты

Тип статьи:
Авторская
Основные принципы швартовки яхты

Швартовка морского судна является одним из самых важных элементов в освоении практики управления яхтой, наряду с навигацией или лоцией

Правильно пришвартовать яхту, для команды профессионалов зачастую не составляет особой сложности, а вот с любителями и новичками дела обстоят несколько иначе. Швартовку судна можно очень грубо сравнить с парковкой автомобиля. Есть несколько объективных факторов, из-за которых швартовка может даваться непросто. Давайте рассмотрим основные из них.

Во-первых, каждая лодка имеет свои особенности, к которым необходимо привыкнуть, также, как необходимо привыкнуть к управлению авто, за рулем которого вы находитесь впервые. 

Во-вторых, управление яхтой осложняется ее значительными габаритами, весом и инерцией, за счет чего, время между поворотом руля и реальным движением яхты существенно больше, чем у легкового автомобиля.

В-третьих, судно особенно подвержено внешним факторам, таким как ветер и морское течение, что значительным образом влияет на процесс управления яхтой.

И наконец, в-четвёртых, швартовка, так или иначе, представляет собой стрессовую ситуацию, которая активно сопровождается психологическим страхом повредить своё или чужое судно, либо нанести ущерб себе и команде. Несмотря на все кажущиеся трудности в овладении навыками швартовки, овладеть ими можно, а начать надо, конечно же, с теории. В этой статье мы хотели бы немного рассказать о самых важных аспектах и принципах швартовки. 

Если на борту яхты вы выступаете в роли шкипера, то непосредственно перед швартовкой вам необходимо проделать следующие действия:

1) Провести подробный инструктаж команды. Каждый член экипажа должен хорошо знать, что, когда и как он должен делать не только в случае швартовки судна, но и вообще в любой ситуации в море, от слаженной работы команды зависит практически все.

2) Хорошо изучить схему марины, в которой команда собирается «встать на якорь». Заранее и детально спланировать свой маршрут к пирсу, обратить внимание на мелководные участки акватории и другие, потенциально опасные места, встречающиеся по ходу вашего движения.

3) Перед входом в марину (примерно за 300 – 500 м.) поставить дизель на холостой ход и убрать паруса. Приближаясь к маякам, кранцы необходимо вывесить по бортам, разобрать кормовые швартовые концы и закрепить их за ближайшие к корме утки по бортам, собрать в бухты и обнести снаружи кормовых релингов. Подготовить к работе якорную лебедку.

4) Зайти в марину на малом ходу (не более 3-х узлов для минимизации влияния ветра) и держаться правой стороны. Начать поиск свободного места для стоянки.

5) Не следует торопиться с выбором места, рекомендуется тщательно оценить ситуацию, сделав круг на малом ходу по местной акватории.

После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке:

1) Первое, что необходимо сделать – это правильно расставить команду. Вот классический пример расстановки: шкипер или рулевой стоит за штурвалом, регулируя скорость и направление движения судна, два матроса для подстраховки располагаются по бортам, на носу стоит – «якорный», а на корме – «кормовой» с наветренным швартовым концом. Задача матроса на носу по команде шкипера отдать якорь (или подобрать его), а задача кормового сойти на берег и закрепить швартов за утку.

2) Для того чтобы начать швартовку необходимо, чтобы рулевой развернул судно кормой перпендикулярно к пирсу, а «якорный» выпустил примерно 4-8 глубин якорной цепи. Кормовой матрос должен спрыгнуть на берег и временно задать кормовые швартовы за кольцо на пирсе, таким образом, чтобы шкипер смог немного отойти назад и выровнять лодку. Как только яхту удалось выровнять перпендикулярно к пирсу, швартовы крепят окончательно и отдают якорь. Далее необходимо проверить, стоит ли яхта на месте при включённом движении назад. Если да, то все хорошо и положение судна можно подрегулировать швартовыми концами, если же якорь не забрал, придется отходить и бросать его повторно.

3) Когда якорь взял, необходимо постепенно выпускать якорную цепь, контролируя двигателем расстояние между кормой и пирсом. Когда это расстояние будет примерно полметра, якорь требуется остановить. «Кормовой» должен перейти на пирс и задать наветренный швартовый, вернуть его на борт и закрепить на утку. Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. Готово, судно пришвартовано!
1100
Нет комментариев. Ваш будет первым!