Морской словарь, словарь морских терминов - часть 2

Тип статьи:
Авторская
Источник:

Марсель — второй снизу на мачте парус, который ставится между ларса-ресм и нижним реем.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для тсганоыки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т, д-

Мусипг — кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.

Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика. гафеля, рея и т- д.).

Обух — болт. у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней части.

Огон — кольцо из троса, сделанное на конце или в середине сто. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево.

Оплетка — конец снасти, заплетенный особым способом для предотв-лащения его ог развивки. Обычно оплетками заделываются концы всего

•ei-учего такелажа. Кроме того. оплетками покрывают сплесни на таксла-кс и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.

Отдать конец — отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить из рук. сели его держат: отвязать и отпустить конец с 'срсга или с другого судна.

Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой: стрелы, с помощью юторого грузовая стрела поворачивается вокруг верти кальной оси и за-:рспляется в нужном положении.

Пал — чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых 1 грунт, за которые заводятся швартовы.

Пеньковый трос — растительный трос, изготовленный из волокон лу-ia конопли.

Перлинь — трос кабельной работы, окружностью от 4 до б дюймов 102—152 миллиметра”.

Порты — укрепленные под реями тросы, на которых стоят работаю-цие на рснх люди.

Прихватить — слегка закрепить; наскоро привязать. Прихватить что-|ибо каболкой — это значит подвязать временно.

Прядь -— вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок-/ стальных треков пряди свиваются из оцинкованных проволок.

Раздернуть снасть — полностью отпустить, ослабить снасть,

Рангоут — деревянные или металлические детали вооружения судов, федназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачггы, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт. стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.

Растительный трос — трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавьт, кокоса и др.).

Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бей-фута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Риф-леер — снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.

Риф-сезень — конец, сплетенный из шкимушгара. Один конец риф-сезеня имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.

Риф-оперты — короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных.судая.

Рундук — ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей-

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, и также на причалах и набережных.

Салинг — деревянная или стальная конструкция, служапйя для соединения стеньги с ее продолжением в высоту — брам-стеньгой, я брам-

стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лон-га-салингов. двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспици короткого бруса, параллельного краслицам, — чана.

Сваны — железный конический геоздь (иноща изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.

Свистов — тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в таеэда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест. в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того. чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, что и за вымбовки.

Сей-тали — тали. основанные между двухшкивными и одношкивны-ми блоками. Применяются для оттягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Слабина троса — провисание, излишек нетуго натянутой снасти.

Сплесень — соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса,

Стаксели— косые паруса треугольной формы.

Стень-бакштаги — снасть стоячего такелажа, поддерживающая стеньги.

Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты ваерх-В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок-мачте — фор-стеньга, на грот-мачте — грот-стеньга и на бизань-мачте — крюйс-стеньга.

Стень-ванты — снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеныа удерживается с боков и чуть сзади.

Стоячий такелаж — такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стравливать — ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.

Стренди — составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.

Строп грузовой — приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Схватка — временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.

Такелаж — все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй — для уборки к постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута грузов и сигналов.

Талреп винтовой — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

Ton — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Травить — выпускать, ослаблять трос или снасть.

Трап — так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находились и какой бы они ни были конструкции.

Трап-балка — балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.

Тренд — место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.

Трснцевание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название "трень”, чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.

Тросы — общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские. кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые).

Тяжеловес ~- 1. Грузовое место массой 10 т и более. 2. Грузовая стрела для подъема грузов массой более 10 т.

Утка — точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг^фалов, фалиней.

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Фалы — снасти, служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей”, парусов (кливеров, стакселей”, флагов- В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например, марса-фал. кливер-фал, сигнальный фал и пр.

Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Фок-марса-реи — горизонтальное дерево-рангоута, несущее марсель. Фок-мачта — передняя мачта на корабле, т. с. первая, считай от носа к корме.

Фока-рей — нижний рей на фок-мачте.

Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордувов крепятся к бортам судна, позади вант.

Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Швартовное устройство ~ шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.

Шканцы — часть верхней палубы между грот-мачтой и бизань-мачтой.

Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами — растительный трос, на котором через каждые 30--40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например, в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы — короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых сторон подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкив — колосо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Шкимугогар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.

Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащий для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.

Штерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.

Юферс — круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

913
Нет комментариев. Ваш будет первым!