Морской словарь, словарь морских терминов

Тип статьи:
Авторская
Источник:

Небольшой морской словарь (брошюра) по пояснению морских символов. Словарь морских терминов.

Адмиралтейство Британское (Британское адмиралтейство) — высший орган управления и командования военно-морскими силами Великобритании.

Адмиралтейский якорь — якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1852 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы. шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Балясина — точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа-Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля. служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

Битенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блок со свитнем — блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дерену или снасти такелажа.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Брам-бакштаги — снасти стоячего такелажа. поддерживающие сзади стеньги.

Брам-гинцы — маленькие тали. ввязываемые в брам-фал.

Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачге — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель, Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, ею же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.

Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей),

Бравшись — машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный снаружи мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы,

Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами — металлическое кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для их укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Буксир — 1. Трос. при помощи которого буксируют суда. 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.

Булинь — снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкатори-ну нижнего прямого паруса.

Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг породней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги, брам-стеньги и т, п.

Вельпсы — выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.

Веретено якоря — массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Взять рифы — уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху и прихватывая его рифсезнями к лееру на рее у прямых парусив,

Выбирать слабину троса — подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галета — сухарь из ржаной или пшеничной муки, у потреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Гафель — 1- Рангоутное дерево, к которому пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса. 2. Рангоутное дерево, поднимаемое вдоль мачты под углом для несения днем на ходу флага, а ночью — гафельных огней.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гитщы ~ небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-шбудь спасть.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых iapycoB и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые ;гль1 паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень — снасть, проходя щан через неподвижный одношкив-II ый блок.

Грот — I. Прямой парус, самый нижний на второй мачте ог носа грот-мачте), привязываемый к грота-рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям рееа. парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-начта — вторая от носа мачта корабля.

Дмрик-фал —• снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до еста искового конца гафеля.

Драёк — инструмент для такелажных и парусных работ, прсдставля-эвдий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными юнцами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп — снасть для подъема марса-роя.

Дректов — якорный канат "цпопочного якоря (дрека).

Каболка — самая тонкая составная часть растительного троса? скру-енная из волокон конопли, агавы или других растений-

Калышка — петля на тросе, сделанная его ходовым или коренным онцом так, что трос перекрещивается сам с собой, или образу ющаяся ри чрезмерном закручивании троса.

Клевант — 1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемый в юл. чтобы последний нс затягивался- 2, Небольшой деревянный брусочек илиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине- Упот-гбляется для соединения флагов с фалами, на которьтк они поднимаются.

Клстень — слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, наклады-эемый вокруг троса против его спуска с помощью полу мушкеля.

Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в педующем; на трснцованный и насмоленный трос кладут клетневину по [уску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв жим образом весь трос кпетневиной и укрепив его концы, приступают к аложению клетня (шкимушгар. тонкий линь или проволока) вокруг тро-& против его спуска с помощью полумушкеля.

Кливер — косой треугольный парус, который ставится впереди 'ок-мачты.

Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основани-'л —- плитой. Ккелты устанавливаются на палубе в носоной и кормовой частях и вдоль бортов гул на. Служат для закрепления тросов пр\-\ швартовке.

Кноп — узел я виде утолщения на конце троса для удержания или здкрепления его коренного конца.

Колышка (*бараньа нога*) — род узла для укорачивания снасш.

Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной поверхности желобок соответствующей толщины для троса,

К офель-нагель — деревянный' или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа,

К офсль-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для хофель-нагеле И. прикрепленный горизонтально на палубе у мачт и у внутренней части борта-

Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввяэывания шпрюйтов, накладываются на брам-стсньги под бра м-такелаж-Кубрик — 1. Жилое помещение для команды, 2- Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Легость — 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос. используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения, люде и за борт во время шторма.

Линек — короткая веревка с палец толщиной, с узлом на конце. которую использовали для наказания матросов.

Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3.8 до ! 1,2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сишальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели — дополнительные паруса в. форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах-

Лисель-реек — реек, к которому пришнуровывается лисель.

Лисель-спирты — тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Лопарь — трос. основанный между блоками или юферсами.

Лот — прибор для измерения глубин- По принципу устройства лоты под разделяются на ручные, механические и эхолоты.

Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

Люеерс — круглое, обметанное ниткой или отделанное медным кольцом отверстие в парусе, тенте и т. п.

Манильский трос — трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и нс выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Марка — несколько плотно уложенных один к другому шлагов кабол-:и на конце троса для предотвращения его раошетания.

Марс (марсовая площадка) — площадка на топе составной мачты, укрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса сгень-вант и местом для некоторых работ при постановке 1 уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и малокалиберные орудия.

Марса-гитовы — снасти бегучего такелажа, с помощью которых уби-эают марсели.

Марса-драй реп — снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-ирайрспах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда

•щрсель закреплен.

Марса-рен — рей, к которому привязыв

797
Нет комментариев. Ваш будет первым!